История йоги:

 

     История йоги уходит своими корнями в древние времена. По мнению некоторых историков нечто подобное практиковали ещё в доведический период VI-III век до н.э. Традиционно считается, что йога возникла в древней Индии, но есть и альтернативная точка зрения, согласно которой йогу в Индию вмести с другими знаниями принесли арии с севера. 

    Первые находки, свидетельствующие о существование йоги, были найдены при раскопках городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд, и датируются 3300-1700 годами до н. э. Там были найдены печати (таблички) и фигурки изображающие людей в йогических позах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что касается письменности, то слово «йога» впервые встречается в самых древних священных писаниях в мире – ведах, в первой её части – «ригведа». Дату её составления соотносят примерно с 1700—1100 гг. до н. э. Веды в основном содержат гимны, прославляющие разные аспекты бога. В них вы не встретите строки о здоровом питании и физических упражнениях хатха-йоги. Вместо этого в них упоминается о нравственных и экологических сторонах жизни человеческого общества. 
    В таких писаниях как Брахманы и Упанишады (комментарии к ведам), йога стала приобретать более целостную структуру. В Брахманах упоминаются медитативные техники, связанные с повторением мантр, и раскрывается смысл звука АУМ. В «Тайттирия-упанишаде» и в «Катха-упанишаде» термин йога обретает более техническое значение. В целом в разных Упанишадах повествуется о пране, кундалине, энергетических центрах и каналах в теле человека. В них так же изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

  Первый комплексный труд, полностью посвящённый йоге - это «Йога-сутры», написанные мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Это систематизированное руководство по классической йоге, которое является самым почитаемым и по сей день. В нём Патанджали не придумал ничего нового, но переработал знания накопленные за несколько тысяч лет до него, создав целостное и лаконичное учение под названием «Раджа-йога». Так как практика делится на 8 частей, её ещё называют 8 ступенчатая йога (Аштанга-йога). Согласно этому учению практик должен вначале научиться соблюдать морально-этические принципы йогов (первые 2 ступени – яма и нияма), далее проработать своё физическое тело (3-я ступень - асана), затем практиковать дыхательные упражнения (4-я ступень - пранояма). В следующих четырёх ступенях (пратьяхара, дхарана, дьхьяна и самадхи) идёт тонкая работа с умом и сознанием, целью которой является достижение сверхсознания. 
      Другой важный труд по йоге - «Бхагавад-гита». Это логически законченная часть более объемного труда, памятника древнеиндийской религиозно-философской мысли - «Махабхараты».  Оценка времени его написания очень размыта. По одним данным труд был создан где-то в IX веке до н.э., после чего появился в виде текста в III-IV веке до н.э. По другим данным «Бхагавад-гита» была написана уже после «Йога-сутр Патанджали» (II век до н.э.). Данное произведение является одним из самых почитаемых священных текстов и приравнивается к таким писаниям как Библия и Коран. Бхагавад-Гита повествует о диалоге между Кишной (воплощением бога) и воином Арджуной перед началом грандиозной битвы на поле Курукшетра. В процессе диалога Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых выделяют три основных: Бхакти-йога, Карма-йога и Джнана-йога.
   Следующим важным витком в развитии йоги стал труд «Хатха-йога Прадипика» (Прояснение Хатха-йоги), написанный ориентировочно в XV веке н.э. - Свами Сватмарамой. Здесь очень подробно описываются такие техники как асаны, праноямы, шаткармы, мудры и бандхи, акцент идёт на работе с физическим телом, а не с умом. В первых строках данного трактата подчеркивается, что хатха-йога является подготовительной ступенью для раджа-йоги, которая была изложена в «Йога-сутрах». Ещё спустя два века вышли «Гхеранда самхита», а затем «Шива самхита». Все вместе эти три произведения являются основными трактатами классической хатха-йоги.
      Европа начала знакомство с йогой только в XIX веке. Впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр. Сразу после этого интерес к йоге начал стабильно расти, в середине XX века достиг бума и не спадает до сих пор. В современном западном мире под йогой многие представляют только её малую часть – хатха-йогу (йогу физического тела). Таким образом, йога воспринимается исключительно как один из видов физической активности по аналогии с фитнесом и гимнастикой. Между тем изначально система йоги была разработана для более высоких целей, таких как управление умом и расширение сознания. Более подробно об этом можно ознакомиться в пункте цели йоги.

 

 


 

Первые упоминания о йоге

Одна из печатей, найденных в Мохенджо-Даро. На ней предположительно изображён бог, который считается прообразом Шивы в медитативной йогической позе.


 

йога-сутры Патанджали
Вид йога-сутры Патанджали

MARINE

Мы сами должны стать теми переменами,
которые хотим увидеть в мире.
                                                      Махатма Ганди
© ож-йога 2016-2019